Навигация сайта
Охота, желание и потребность
Некоторые люди считают охоту двигателем жизни. В общем, это конечно так, но для большей ясности нужно подробнее разобрать данное явление. «Охота» - это понятие являющееся частью русского языка, частью единой русской культуры. Что оно означает? Очень простую вещь: это тяга к чему-то, это стремление, нацеленное на что-то. Каждый человек чего-то хочет, сама по себе жизнь есть проявление охоты. Ты ведь хочешь жить? Если бы не хотел, или не хотела бы, то и не жили бы, такая вот простая аргументация. Именно эта охота и управляет твоей индивидуальной жизнью. Она и ведёт тебя по жизни, дорожкою судьбы, вынуждая заниматься всем, чем ты занимаешься, заставляя делать всё, что ты делаешь.
Охота возникает в сознании спонтанно. Сначала возникает чистая охота, без направленности на что-то, её можно назвать охотой к смене состояния. Она пока ещё ни во что не оформлена. Она ощущается как некий внутренний позыв к чему-то, как потребность, а уже потом эта охота начинает приобретать некий образ. Этот образ называется образом охоты. Его можно выразить словами «чего же я хочу?».
Охота лежит в основе всех человеческих действий. Это стремление Сознания к получению новых ощущений. Ты можешь ощутить это на себе, ведь ты и есть Сознание. Погляди, что движет тобой по жизни? Что заставляет тебя что-то делать, что-то пытаться менять, в чём-то пытаться разобраться, что-то почувствовать, что-то увидеть и что-то понять? Что это?
Для пущей наглядности попробуй проделать такое упражнение, или точнее опыт. Ляг на диван, на кровать или на пол. Найди самое удобное положение, полностью расслабься и ничего не делай. Вообще ничего, просто лежи, лежи спокойно, не шевелясь и не меняя положения тела. Сколько ты сможешь так пролежать?
Через какое-то время тебе такое лежание явно надоест и тебе захочется сначала сменить положение тела, а потом и вовсе заняться чем-нибудь другим. Даже если ты будешь испытывать от этого лежания огромное наслаждение, то через какое-то время это наслаждение будет ощущаться гораздо меньше, чем вначале, затем ещё меньше и ещё меньше. Через какое-то время тебе вовсе надоест так лежать и захочется сменить это занятие на какое-то другое. Это и есть проявление в тебе охоты. Той охоты, что является двигателем жизни.
От желания такая охота явно отличается. Она лежит в основе любого желания, но всё же, сама по себе охота не является желанием. Желаний в людях обычно возникает много, а охота одна. Желания воплощаются далеко не все и не всегда, а охота всегда. Когда одна охота воплощается, на её месте возникает другая. В действительности, это всё та же охота, являющаяся, своего рода, продолжением предыдущей.
Например, тебе хочется жить, и желательно хорошо. Хорошо, в твоём понимании, означает иметь то, то и то, и ещё желательно это. Вот все эти «то» и «это» и есть проявления желаний. Желать ты можешь многого, а хотеть одного. К примеру, ты хочешь есть, и для удовлетворения этой охоты, идущей из потребности организма в продолжении и поддержании жизни, нужно всего лишь одного – поесть, причём не важно что, главное, чтобы пища была съедобной. Но вместо простого удовлетворения этой охоты, в тебе возникает желание: что бы такого съесть вкусненького? И начинается перебор! Что лучше поесть – одно, другое или третье, или всё это сразу? Вот это и есть желания, которых из одной охоты возникает множество. Охота у нас всегда одна – жить! А вот как жить? – является началом для возникновения множества желаний.
Кроме желаний и охоты существует также потребность. Потребность – это необходимость, нужда. Потребность лежит в основе возникновения любой охоты. Обычный человек живёт желаниями, в основе которых лежит охота. Человек понимания или джняни, как его называют в Индии, живёт потребностями. Причём потребностями не личными, а природными. У него больше не возникают желания. И охоты переживать разные ощущения, у него тоже нет. Но у него возникает необходимость в совершении каких-то действий. Эта необходимость ощущается им как потребность, возникшая в Единой Целостной Природе. Он может не знать, зачем он сейчас делает именно это действие, его это не беспокоит. Но он точно знает, что именно это действие ему надо сейчас делать. Он просто ощущает в себе необходимость и потребность в выполнении этого действия. Дело в том, что все выполняемые кем-либо действия неразрывно связаны с невообразимым множеством других действий, из которых и состоит единая жизнь вселенной. И вырвать одно действие из всего этого многообразного рисунка действий, чтобы сказать, для чего именно оно было сделано, просто невозможно.
Джняни ощущает возникновение посыла к выполнению таких действий так же, как возникновение посыла ко всем другим потребностям, таким, например как: поесть, попить, сходить в туалет, поспать, подвигаться и т.д. и т.п. Это не он лично хочет, это природа, проявляющая себя в виде него, хочет этого. Поэтому у него нет возможности не делать этого. Он является инструментом воплощения природных потребностей.
Мы все, так или иначе, живём потребностями, но наши естественные потребности, посредством взволнованного ума превращаются в огромное множество хотений и желаний, приобретая, таким образом, личностную окраску. Пока у человека нет личности, он полностью живёт природными потребностями. В этом легко убедиться, взглянув на маленького ребёнка. То же самое происходит и с теми, в ком произошло осознание своей истинной Природы, т.е. с джняни. Вот и получается, что в основе естественной жизнедеятельности лежит не желание и охота, а естественная природная потребность, которая с возникновением и разрастанием личности воплощается в охоту и желания. А желания, как известно, являются причиной всех страданий, поскольку направлены не на естественное удовлетворение потребности, а на получение как можно большего количества удовольствий.