Навигация сайта
Глава 13. Баба Ганя
Баба Ганя жила со мной в одном городе. По началу она жила в соседней квартире с дедом Андреем и бабой Саней. Они были не просто соседями, а хорошими друзьями. Родом баба Ганя была с Верхней Волги.
У нее была очень непростая судьба, как и у многих людей ее поколения. У нее было 8 или 9 старших братьев. Когда-то, все они являлись членами верхневолжской братчины. Братчина – это община, некая общность людей, объединенных единым мировоззрением и живущих одним укладом жизни.
Баба Ганя рассказывала, что они часто собирались своей братчиной у них дома. Вели разговоры относительно мировоззрения, проводили разные занятия, справляли праздники. Все они очень хорошо жили.
После Октябрьской революции, новая, советская власть, не благосклонно отнеслась к сходкам традиционных народных братчин. Всех, кто не вписывался в общепринятые понятия рабочих и крестьян, и как-то отличался своим образом жизни и мировоззрением, считали врагами народа, контрой. Так, антисоветской контрой оказались и члены верхневолжской братчины. Все семейство бабы Гани было расстреляно, а ее саму, под чужим именем и фамилией, знакомые люди перевезли на Урал. Ей тогда просто чудом удалось избежать смерти.
Даже по прошествии многих лет, она с опасением вспоминала о том времени, потребовав от меня слова, что не буду рассказывать об этом, пока она жива и пока не появится для этого благоприятное время. Причем опасалась она в первую очередь не за себя, а за своих родственников, которые могли попасть под «железную лапу» советской инквизиции, будучи названы родственниками врагов народа.
И хоть перемены в советском обществе к тому моменту произошли не малые, и такой жесткой инквизиции, которая была с 1917 по 1953 год, не стало, но все же, дух ее, так или иначе, все еще витал в воздухе. Я пообещал бабе Гане, что не буду рассказывать о ней, пока она жива, и пока не появится для этого наиболее благоприятное время, и сдержал свое обещание. Сейчас можно свободно говорить и о русской традиционной культуре и о традиционном народном мировоззрении, не страшась того, что тебя за это расстреляют, а всех твоих родственников сошлют в лагеря. В советские времена рассказывать о таких вещах было нельзя.
Баба Ганя была потомственной знахаркой. Она знала много разных знахарских хитростей. Но больше всего она владела заговорами и приговорами. В этом она была просто мастером. И я учился у нее этому мастерству несколько лет. Я знал о силе и действии ее заговоров из своего собственного опыта, полученного мною в 11 лет.
Тогда моя мать попросила ее помочь избавить меня от переживаний, связанных со смертью моего деда Андрея. Я очень любил своего деда и сильно переживал после его смерти. Я почти все время ощущал его присутствие, и мне казалось, что он постоянно находится где-то рядом со мной. Мою мать это сильно беспокоило, и она решила обратиться за помощью к бабе Гане.
Баба Ганя была очень сильной и искусной знахаркой. Она сделала все, о чем просила ее моя мать, и сделала это на совесть. Она сходила на кладбище, взяла с дедовской могилы горсть земли, а потом, придя, домой, посыпала меня ей, несколько раз покрутила вокруг своей оси, и прочитала какой-то заговор. После чего, я напрочь забыл все, что было связано у меня с дедом.
Я помнил, что у меня был дед, что его по каким-то причинам не стало. Но тех душевных переживаний связанных с его отсутствием у меня больше не было. Я, конечно, понимал, что он не просто куда-то делся, а умер, но относился к этому, так, будто этого никогда не было. Постепенно я забыл и о том, что собирался стать военным, и что готовился к поступлению в Суворовское Училище, да и о существовании бабы Гани, я тоже забыл.
Я вспомнил о ней совершенно случайно, и помогла мне в этом моя мать. Как-то я вдруг стал замечать, что моя мать часто во время выполнения работы приговаривает какой-нибудь приговор. Раньше я такого за ней не замечал.
- Это ты с чего вдруг стала приговорами пользоваться - однажды спросил у нее я.
- Да это у бабы Гани научилась. Мы с ней стали травы на зиму вместе собирать, да я ей по дому немного помогаю, старенькая она уже стала, в помощи нуждается, вот у нее и научилась. Она постоянно все с приговорами делает, так дела лучше спорятся. Ты ведь помнишь бабу Ганю?
Я попробовал повспоминать, но никак не вспомнил. Нет, говорю, не помню такую. А откуда я ее могу помнить?
- Так ведь соседкой она была нашего деда с бабкой, которая еще тебя заговаривала, когда дед умер.
Ну, тут уж я начал вспоминать. Да, действительно знал я раньше такую бабку, только я думал, что ее давно уже в живых нет, ведь она тогда уже была довольно пожилой бабушкой.
Мать рассказала мне, что баба Ганя знает очень много заговоров, приговоров и народных песен. Я попросил ее, узнать у бабы Гани, не будет ли она против, чтобы я поучился у нее разным знахарским премудростям. Хорошо, сказала мать, спрошу. Ну и на следующий же день спросила. Баба Ганя оказалась совсем не против, и даже очень обрадовалась тому, что кому-то это оказалось интересным и нужным.
Так произошло мое вторичное знакомство с бабой Ганей. Это была очень интересная и очень живая женщина, с ясным и глубоким видением и пониманием. Ей было тогда уже под 90 лет, но при этом она жила одна и полностью обходилась без посторонней помощи. Иногда моя мать прибегала к ней в гости, чтобы помочь ей что-нибудь по дому, иногда это делал я, иногда кто-нибудь еще из ее знакомых или родственников. Но в целом она справлялась сама и по большому счету, ни в чьей помощи не нуждалась.
Я, примерно в течение 3 лет, учился у нее, даже не могу сказать чему. Вся моя учеба заключалась в основном в беседах с ней за чаем, за сбором трав и в обычных бытовых делах. Но во время этих бесед во мне постоянно происходило какое-то внутреннее изменение. То внимание непроизвольно погружалось внутрь меня и растекалось там, создавая ощущения приятного блаженного покоя, то на меня вдруг накатывала волна каких-то ярких и красочных образов, то я вдруг начинал видеть, чего раньше не видел. Например, как в человеке рождается звук. А рождаться он может в разных местах, и ввиду этого может нести с собой разные состояния.
Баба Ганя много говорила о нитях судьбы, которыми мы переплетены со всем окружающим миром, и в результате чего не можем сделать ничего, что не являлось бы нашей судьбой. Мы все, говорила она, являемся Одним Целым, но очень не многие действительно понимают это. Многие нынче говорят о целительстве, но лишь единицы понимают, что это значит. Для понимания целительства нужно понимать, что такое Цельность. А Цельность – это и есть то Единое Целое, которым мы все изначально являемся.
Тогда мне казалось, что я понимал то, о чем она говорит, но только сейчас мне действительно понятно то, о чем она тогда говорила.
Однажды она устроила мне грандиозное шоу, в результате которого я начал ощущать разницу между тем, что действительно является мной, и личностью, которую я привык считать собой. Сейчас, когда я пишу об этом вся та ситуация вызывает во мне смех и веселье, но тогда, мне было далеко не до смеха.
Это произошло в самый разгар моих занятий направленных на самопознание. Я пытался быть созерцательным и вдумчивым. Я постоянно был занят наблюдением за самим собой, а точнее за тем, что и как я делал. Я наблюдал за тем, как я хожу, как говорю, как двигаюсь, что слышу, что воспринимаю, что чувствую, как и на что реагирую. И вот поглощенный таким наблюдением за собой, я вхожу в наш городской торговый центр. Не помню точно, зачем я туда приходил, видимо что-то нужно было купить.
И вот, только я зашел в этот торговый центр, как слышу женский крик на весь магазин – Ой, смотрите-ка, петушок!
И голос вроде знакомый, поворачиваюсь на этот голос, и вижу перед собой бабу Ганю, которая стоит посреди магазина и, показывая на меня пальцем, усмехается и громко кричит – Ой, глядите-ка, петушок! Ну, надо же, какой петушок пришел!
Я быстро вылетел из своего «созерцательного» состояния стараясь понять, что происходит. А происходило следующее. Баба Ганя показывала на меня пальцем и голосила что есть мочи на весь магазин, голос у нее был звучный, певческий, а вокруг находилось много людей, которые смотрели на меня и улыбались. Я оторопел. И не зная, что делать начал быстро осматривать себя, все ли у меня в порядке с внешним видом. Посмотрел и не найдя ничего особенного поднял глаза на бабу Ганю.
Она, поймав мой взгляд, взглянула на меня так, будто просвечивала меня насквозь как рентген, и снова как закричит, но уже не так громко как сначала, но при этом и не так тихо.
- Здравствуй петушок! Каким ветром сюда занесло?!
Мне было так неудобно перед всей этой магазинной аудиторией, что я готов был провалиться сквозь землю, только чтобы меня никто не видел. Но собрав свое внимание в пучок, и сделав вид, что меня весь этот цирк не касается, я, как, ни в чем не бывало, говорю ей – О, баба Ганя, здравствуйте, за покупками пришли?
- Ага, петушок, а то зачем же еще в магазин ходят, за покупками конечно, да на тебя петушка посмотреть, давно не видела.
- А почему я петушок-то?
- А кто же ты такой?
- Как кто, Евгений Багаев.
- А кто это, Евгений Багаев? Петушок что ли этот?
И опять показывает на меня пальцем. А народ все не расходится, собрались как на концерт и смотрят, что тут такое происходит.
- Ну почему петушок-то? – опять спрашиваю у нее я, - никакой я не петушок, с чего вы это взяли-то? А сам красный как рак стою и не знаю куда спрятаться.
Я уже начал сердиться, но зная, что она ничего просто так не делает, и то, что здесь происходит, явно имеет какой-то скрытый смысл, стал пытаться понять, что все это значит.
- Почему петушок-то, баба Ганя? Уже вдумчиво и с желанием понять, спросил я.
- Ну, а кто же ты тогда, как не петушок! Ты на себя-то посмотри! Чего распетушился-то весь. Будто перед курочками своими по двору гарцуешь. Чего в петушиное обличье-то влез? В петушка решил поиграть? Ты кто есть то?
- Я, Женя Багаев, отвечаю, а сам чувствую, что слова как-то странно произносятся, будто не я их вовсе говорю, а кто-то другой. А я будто все это со стороны наблюдаю. И вижу, стоит молодой парень в ярком, красно-сине-белом спортивном костюме, в белых кроссовках, явно привлекающий к себе внимание. И этот парень – я.
- Ты, Женя Багаев? – не дав мне опомниться, снова спрашивает меня баба Ганя.
Я, было, хотел ей ответить – да, но чувствую, что отвечать - то не хочется. И не просто не хочется, а как-то даже не отвечается вовсе. Поскольку тот, кто только что называл себя Женей Багаевым, ко мне никакого отношения не имеет. А я, который за всем этим наблюдает, вообще ничего не говорит, а только видит и присутствует при этом, как негласный свидетель происходящего. И этот я, не имеет имени и формы. Это нечто тонкое и почти неуловимое, тоньше, чем воздух, но при этом явно существующее и имеющее отношение ко мне. И не просто имеющее отношение, а сама суть того, что я ощущаю собой, как я.
На какой-то момент все будто бы замерло, и наступила полнейшая тишина. Все для меня перестало существовать - люди, магазин, баба Ганя, ярко одетый, спортивный молодой человек по имени Евгений Багаев, все куда-то исчезло, растворилось в нахлынувшей на меня тишине.
Не знаю, сколько продлилось это состояние, вероятнее всего недолго, но ощущения от него остались надолго. Я вдруг со всей очевидностью ощутил, и не просто ощутил, а увидел разницу между собой и своей личностью. Это состояние напомнило мне состояние, пережитое мной во время клинической смерти.
Как только произошло возвращение к привычному для меня состоянию, я увидел перед собой светящееся лицо бабы Гани. Она смотрела на меня своим добрым и нежным взглядом, и улыбалась. А у меня на глаза навернулись слезы.
- Ну, что, Женя, пойдем домой, или пойдешь покупки делать? - Добродушно сказала баба Ганя.
- Пойдем, баба Ганя, я уж и забыл, зачем пришел сюда.
- Да, все мы люди, сначала помним, зачем приходим сюда, а потом забываем, а когда вспоминаем, то оказывается уже неважно то, зачем приходили. Важно оказывается только то, что мы есть, и что есть прямо сейчас. В действительности нет ничего, кроме того, что есть прямо сейчас. Только это и есть настоящее, а все остальное – призрачное, морок.
Эти ее слова произвели на меня тогда потрясающее впечатление. Да и вся эта ситуация с петушком тоже. Это был последний урок, который преподала мне баба Ганя, после этого мы с ней больше не виделись. Через несколько дней я уехал на месяц по работе, а когда приехал, то узнал от матери, что бабы Гани уже нет в живых. Этот ее последний урок сильно повлиял на мое понимание себя и своей личности. Тогда, в наполненном народом торговом центре, я наглядно ощутил, что Я – не есть личность. Но понимание того, что есть Я, пришло примерно десятью – двенадцатью годами позже.
Баба Ганя, так же как и баба Уля говорила о том, что главной помехой к пониманию является личность, и что от личности нужно освобождаться. Только теперь стало понятно, что они имели в виду. От личности действительно нужно освобождаться, но освобождение это происходит само по себе. Для того чтобы оно произошло не нужно бороться с личностью, как это представлялось мне раньше. С личностью не просто не надо бороться, с ней невозможно бороться. Все что пытается в нас бороться с личностью и есть личность. Мы думаем, что это мы с ней боремся, а на самом деле вся эта борьба и есть проявление личности.
Вся эта кажущаяся борьба с личностью является не чем иным, как игрой ума, которой забавляется Сознание. Сознание забавляется всем, поскольку Оно и есть все. Все, что есть, является Сознанием. Все происходит только в Нем и только с Ним. Но понять это можно только тогда, когда найдешь ответ на вопрос – Кто Я такой? Или попросту – Кто Я?
Без этого не будет ни полного понимания, ни целительства, ни самопознания. Собственно все целительство, как и самопознание, только и заключается в том, чтобы понять – кто Я такой. И как только это понимание случается, так на этом все целительство и самопознание заканчивается. А то, что остается, является Единым Целым, Цельностью, которая никогда не была нарушена.
То, чем в действительности является Я, не может бороться ни с личностью, ни с чем-то еще. Оно вообще не может ничего делать и не делает. Оно просто есть. И есть Оно во всем, в том числе и в личности.
Если личность, как некое явление человеческой природы существует, то она явно для чего-то нужна. Нет в этом Мире чего-то ненужного или лишнего. Все, что есть, для чего-то нужно. Ненужно пытаться бороться с личностью, ее нужно просто понять, понять то, чем она в действительности является и принять это явление как данность, как одно из явлений Природы. Так же нужно понять, что Ты не есть личность, Ты есть гораздо большее, несоизмеримо большее, включающее в себя все, что есть, весь проявленный и непроявленный Мир. Но это понимание может только произойти, его нельзя как-то специально сделать или добиться. К нему можно только стремиться и оно может внезапно произойти.
На то, чтобы это понимание произошло, влияет множество явлений, которые даже невозможно перечислить, да этого и не нужно делать. Важно знать, что оно есть и осознанно стремиться к нему. Но даже стремление к нему нельзя создать в себе самому, оно может только возникнуть, возникнуть спонтанно по воле все той - же Единой Природы. Это стремление является актом или данностью судьбы и не зависит от человеческого желания. Все желания, возникающие в человеке, являются такими же явлениями Сознания, как и все остальные явления и не зависят от самого человека.
Нужно просто делать то, что делается, и не думать о том, что произойдет. В любом случае, произойдет только то, что и должно произойти. Мы абсолютно не властны в выборе происходящего. Оно таково, каким в действительности является, а является оно Единым Неделимым Целым, Сознанием, в котором все эти явления происходят.
Когда была написана глава о бабе Гане и опубликована в книге «Основы русского традиционного целительства», я дал ее прочитать своей матери, и она дополнила эту главу своим рассказом, который я помещаю ниже.
Это было примерно в середине 90-х годов. Моя мать шла по улице и услышала, как кто-то окликнул ее по имени. Она обернулась и увидела бабу Ганю. Здравствуй, Валя, сказала баба Ганя, я как раз думала о тебе и хотела тебя увидеть. Здравствуйте, баба Ганя, ответила моя мать. Такая встреча несколько озадачила мою мать. Она решила, что баба Ганя все это сказала для красного словца, ведь они не виделись уже более 20 лет, и та вряд ли могла захотеть ее увидеть? Мать уже и забыла о существовании бабы Гани, и считала, что та уже давно умерла. Они немного поговорили и том, как живут и баба Ганя предложила матери заходить к ней в гости. Она сказала матери свой адрес, и они разошлись.
Мать про этот случай скоро забыла. Но через какое-то время, она вдруг вспомнила о нем, и ей захотелось сходить к бабе Гане в гости. Она так же неожиданно вспомнила адрес бабы Гани и пошла к ней домой.
Когда она пришла к бабе Гане, та уже ждала ее, накрыв стол и заварив чай. Баба Ганя, как и в первую их встречу, сказала матери, что ждала ее, а мать, как и в первый раз, услышав это, удивилась и вновь не поверила ей. Они начали разговаривать о жизни, о судьбе, которая проявляет себя так, как проявляет, и о Боге. Во время этого разговора, мать, впервые в жизни, неожиданно ощутила, как она сама выражается – Божественное Присутствие. Было такое ощущение, рассказывала она, что я неожиданно оказалась в океане блаженства, покоя, ясности и тишины. Это было состояние, которое невозможно описать словами, наиболее подходящие для этого слова – Божественное Присутствие.
Переживание этого состояния, оказало на мать огромное впечатление и если не полностью, то в значительной степени изменило ее мировоззрение. Моя мать, хоть и не была полной атеисткой, но и верующей ее тоже трудно было назвать. После этого случая в ней возникло уверенное знание о том, что БОГ – ЕСТЬ. Она стала часто приходить к бабе Гане и по многу разговаривать с ней.
О чем вы говорили? – спросил я. О понимании – ответила мать. Все наши разговоры были о понимании. О понимании того что есть человек, о понимании того что есть жизнь, о понимании того что есть БОГ.
Кроме этого, баба Ганя стала учить мою мать обрядовому пению. Однажды она сказала, что к ней, кроме моей матери, приходит учиться этому пению одна бабка, но у этой бабки неверное понимание, и потому она не сможет перенять его. А у тебя, сказала баба Ганя моей матери, верное понимание, и потому, я передам это тебе. Моя мать, не придала этому разговору особого значения, но постоянно, в течение нескольких лет ходила к бабе Гане и перенимала у нее то, что могла.
В один из дней, баба Ганя сказала моей матери, что скоро уйдет и попросила мать, чтобы та, когда это случится, провела обряд отпевания и проводила ее в последний путь должным образом. Да что вы такое говорите, ответила мать, вы еще в полном здравии. Но, баба Ганя настаивала на своем и мать согласилась.
Через несколько дней к матери пришел мужчина и представился сыном бабы Гани. Он сказал, что баба Ганя просила выполнить то, о чем они с матерью договаривались, и передал матери сверток, в котором находились вещи бабы Гани. Это были обрядовые вещи, которые баба Ганя сама использовала для подобных ситуаций: платок, пояс, тетрадки с обрядовыми песнями и несколько листов из старинной библии. Мать взяла эти вещи и сказала, что все сделает так, как говорила баба Ганя.
А как это произошло? - спросила она у сына бабы Гани. Она снимала с плиты большую кастрюлю с горячей водой и оступилась. Кастрюля с кипятком перевернулась прямо на нее. Она упала на пол, который был залит кипятком, и не смогла подняться. Так она пролежала несколько часов, пока кто-то из соседей не услышал ее крик о помощи и не пришел к ней домой. Ее увезли в скорую помощь и через день она умерла.
Мать, все сделала, как учила ее баба Ганя и проводила ее в последний путь должным образом. Спустя некоторое время к ней начали приходить люди с просьбами провести обряды отпевания, и она стала проводить их, до тех пор, пока могла. Два года назад, она пережила инсульт и перестала проводить эти обряды. Доставшиеся ей по наследству обрядовые вещи бабы Гани, так и хранятся у ее дома.
После своего рассказа о бабе Гане, мать достала сверток с вещами бабы Гани и показала его мне. Взяв эти вещи в руки, я вспомнил все, что было связано у меня с бабой Ганей. Это был чудеснейший человек, с глубоким видением и пониманием ТОГО-ЧТО-ЕСТЬ. Светлая ей память.