Навигация сайта
Об адвайте, христианстве и понимании Единого Целого
Евгений, мне интересен общий контекст адвайты и христианства.
Скажите, пожалуйста, слово об Иисусе Христе - кто Он сейчас для Вас?
Присутствовал ли Он каким-либо образом на пути к осознанию?
К вопросу об адвайте. Адвайта означает недвойственность, а попросту, говоря по-русски, единство или цельность. Все учение адвайты заключается в его названии, в том, чтобы сказать что все едино. Можно сказать, что кроме Адвайты, т.е. Недвойственности или Единого Целого ничего больше нет. Можно назвать это Сознанием, можно - Богом, можно - Я, можно - ТО что есть. Это разные названия одного и того же.
В этом смысле можно сказать, что Адвайта проявляет себя через меня, тебя и через все, что есть. Но проявляет она себя через все явления по-разному. Она проявляет себя через все, в том числе и через разные учения. В глубине своей христианство ничем не отличается от адвайты. Иисус Христос был просветленным мастером. То, о чем он говорил не расходится с адвайтой. Расходятся лишь понимания его последователей. Кто-то понимает его слова так, кто-то эдак, а кто-то ни так ни эдак, а как-то еще. Но независимо от того, кто, как и что понимает, существует только Одно и это Одно не имеет никакого имени или названия. Это не христианство, это не мусульманство, это не буддизм и это не индуизм, частью которого является адвайта.
Кто для меня Христос, я уже сказал - это один из просветленных мастеров посредством которого Единое сказало о себе.
Присутствовал ли Он каким-либо образом на пути к осознанию? И да, и нет. Объясню почему так? Примерно 20 лет назад, я был сильно увлечен христианством. Я ездил по разным храмам, читал много христианской литературы и встречался с разными знающими в этой области людьми. Несколько лет я ездил к одному христианскому старцу желая понять суть учения Христа. Тогда он жил в одном из Уральских городов. Звали его Саша. Хотя лет этому Саше было не меньше 70, он всем всегда представлялся как Саша.
Благодаря этим встречам во мне многое поменялось. Он говорил порой о таких вещах, что если бы я не знал его как человека глубоко верующего и можно сказать святого, то посчитал бы его ярым богохульником. В результате одной из наших бесед, ко мне в душу сильно запали его слова касающиеся Бога. Было это примерно так.
Как-то я рассказал ему о том, что был в одной церкви, и испытал там чувство какого-то необычайного блаженства, как мне показалось тогда Божественной благодати. И сказал что не в каждой церкви такое бывает. Я отнес это состояние именно к этой церкви, решив, что она какая-то особенная.
Он спросил меня - А ты вообще зачем в церковь ходишь?
- Бога хочу найти, ведь церковь это святое место, в котором Он всегда пребывает – ответил я.
- Нет - сказал он - ты там Его никогда не найдешь! Ты не там ищешь. Его там нет! Это не человек, который там постоянно сидит и только и ждет когда ты к нему придешь и увидишь его. Бог не человек! Он НИЧТО!
- Как НИЧТО, удивился я, вы что хотите сказать, что Его нет что ли?
- Почему нет, есть, только Он совсем не то, что ты думаешь. Его нельзя увидеть, Его можно только почувствовать и ощутить. Он везде, в том числе и в церкви, и в этом коровьем говне – и показал на свежую кучу коровьего говна лежавшую рядом. И в этой летящей птице, и в этой текущей руке, и в гусенице ползущей по земле, и в небе, и в земле и в воздухе, и в огне, во всем, что только можно увидеть и не увидеть, во всем есть Бог. Ты говоришь, что ощутил присутствие Бога в какой-то церкви. Ты ошибся! Церковь тут не при чем.
- Как не при чем? – спросил я – ведь я же именно в ней ощутил Божественное присутствие, разлившееся по всему телу в виде благодати, а не где-то в другом месте.
- Да забудь ты про эту церковь, на хрен она тебе вообще сдалась! Чё ты за нее вцепился, как барбос за кральку колбасы. При чем тут вообще церковь? Ты чё церковь поинтересней и посимпатичней ищешь? Или ты Бога пытаешься найти?
- Бога пытаюсь найти – ответил я.
- Тогда хер ли ты за эту церковь вцепился?! При чем тут церковь-то? Для тебя чё, Бог и церковь одно и то же?
- Нет, хотя да - в полном недоумении пробурчал я.
Мои мозги зашли в тупик. С одной стороны я понимал, что церковь и Бог это не одно и тоже. Но с другой, я привык думать о том, что церковь является телом Бога, и значит автоматически является им.
- Так вот, Бог и церковь, это разные вещи, и не надо их смешивать. Бог ни есть церковь, а церковь ни есть Бог. И то, что в церкви есть множество изображений разных святых, в том числе и Иисуса Христа, это не значит, что эти изображения и есть Бог. Эти святые стали потому святыми, что смогли ощутить или осознать в себе Бога, или себя Богом.
Бога нельзя найти где-то, его можно почувствовать и ощутить только в себе. И когда ты Его почувствуешь, то ты будешь точно знать, что есть Он. Чтобы почувствовать в себе Бога не нужно ходить в церковь. Для этого вообще никуда ходить не нужно. Для этого нужно только прислушаться к своему сердцу. Он всегда пребывает там. Он всегда говорит с нами через него, только мы этого не слышим. А не слышим, потому что не слушаем. Прислушайся к сердцу, и возможно ты сможешь услышать его. Только Он не говорит вслух. Он вообще ничего не говорит. Он просто есть! А сердце, это место, сквозь которое ты можешь ощутить Его присутствие. Ты уже в Боге и Бог в тебе, и для этого делать ничего не надо, все уже сделано, и сделано не тобой. Тебе нужно только понять это.
Я пробовал это понять, но не мог. Понимание случилось без моего ведома. Можно сказать, что на это понимание повлиял и Христос, и старец Саша, и многие другие люди, и Рамеш, и вообще всё, что только случалось в жизни. Но в действительности, на него ничто не влияло. Это Оно повлияло на все. Оно произошло само по себе. На него ничто не может вообще повлиять. Разве события приснившиеся тебе во сне могут повлиять на то, что будет происходить с тобой в пробужденном состоянии? Они могут лишь отразить их, но повлиять на них они не могут. Вот так и тут.
Конечно, во время сна иногда происходят такие события которые заставляют тебя проснуться. Но само пробуждение от них не зависит. Используя это сравнение, можно сказать, что на понимание оказывает влияние все, но само понимание не зависит ни от чего. Можно сказать что на это повлияла Адвайта, в смысле Единое Целое, но это тоже будет не совсем верно, поскольку Само Целое на Себя никак не влияет. Все происходит в нем и с ним.
И еще, в продолжение вопроса, Евгений.
Вы пишете: «Я не знаю ничего кроме того, что Я есть, и что Я это Я».
Как известно, на вопрос Моисея об имени Того, Кто явился ему на Синае и дал заповеди был дан такой ответ: «Я есть Тот, кто Я есть».
Мой вопрос к Вам: есть ли разница между субъектами данного утверждения, или это один субъект?
Нет никаких субъектов вообще. Есть только Одно. Если тебе так будет удобнее, то можешь назвать это Одно Одним Существующим Субъектом. Но это будет не верно, поскольку для существования субъекта нужен какой-то объект, а этого объекта нет. Есть только ОДНО, и оно не разделяется на субъекты и объекты. Какие бы не были высказывания одинаковые или разные, все они являются проявлениями Единого Сознания, которое забавляется само с собой.